Что такое OER

Здесь мы постарались представить свое видение вместе со ссылками на крупнейшие и наиболее авторитетные ресурсы сети, посвященные как открытым образовательным ресурсам, так и отдельным тенденциям и вопросам реформы образования.

Прежде чем продолжить чтение, обратите внимание, что все наши суждения высказываются в контексте обязательного и высшего образования.

Open Educational Resources


OER (Open Educational Resources) - это открытые образовательные ресурсы (ООР, русский вариант акронима), т. е. любые образовательные материалы и средства (конспекты лекций, сборники заданий, учебные видео, аудио, иллюстрации, симуляции, прочее) свободно доступные в Интернет.

Сам термин открытые образовательные ресурсы был введен международной организацией UNESCO в 2002 году и используется не только для обозначения образовательных материалов и средств, но и самого движения за открытость и доступность образовательных ресурсов.

"Общее влияние, оказываемое Всемирной сетью и недавно возникшим духом открытости и транспарентности, в том числе в отношении совместного использования интеллектуальной собственности, придало мощный импульс всемирному движению за то, чтобы знания и учебные материалы были открытыми или бесплатными для всех. ООР являются содержанием (учебные курсы, учебники, планы проведения уроков, статьи и т.д.), а также инструментами (виртуальные лаборатории, симуляции, игры, исследования) и программным обеспечением, которые поддерживают практику обучения и образования. В зависимости от конкретных прав ООР являются бесплатными для всех с точки зрения доступа к ним, перезагрузки, совместного использования, перевода или иных изменений или использования."
- из проекта резолюции UNESCO

The William and Flora Hewlett Foundation defines OER as "teaching, learning and research resources that reside in the public domain or have been released under an intellectual property license that permits their free use or re-purposing by others. Open educational resources include full courses, course materials, modules, textbooks, streaming videos, tests, software, and any other tools, materials or techniques used to support access to knowledge."
Прочесть еще на OpenEd

ООР почти всегда публикуются на условиях свободной лицензии Creative Commons, либо GNU FDL, причем в некоторых случаях авторы не накладывают ограничение даже на коммерческое использование результатов их труда.

Материалы, доступные в рамках программ дистанционного обучения, не всегда являются открытыми образовательными ресурсами, а чаще доступ к ним ограничен и предоставляется либо за плату в рамках прохождения дистанционного курса, либо студентам учебного заведения, размещающего данные ресурсы в сети.

Важно понимать со всей ясностью, что открытые образовательные ресурсы - это ресурсы, доступные безвозмездно без каких либо ограничений (в том числе на копирование и распространение) каждому человеку. Все остальные виды образовательных ресурсов не попадают под определение ООР.

Примеры OER

Free Online Course Materials | MIT OpenCourseWare - Масачусетский Технологический Институт, США. Данный ресурс произвел настоящий фурор, и сегодня в сети доступно множество публикаций, посвященных MIT OCW.

iTunes U - Apple iTunes. Целый раздел в онлайн-магазине с доступным бесплатно образовательным контентом. Десятки университетов и колледжей США, сотни курсов, тысячи видео и аудио подкастов лекций и семинаров, доступных абсолютно бесплатно из любой точки мира. 

Wikibooks - Викиучебник. Открытые книги в формате Wiki. Сервис использует коллективный подход, принятый в Wikipedia, а также лицензию Creative Commons. Есть подсайт с книгами на русском языке.

UniverTV - образовательный видеопортал, Россия. Собраны видеозаписи лекций в российских ВУЗах. (НЕ ООР, контент доступен только для ознакомления)

YouTube - Google. Данный ресурс в отдельном представлении не нуждается. Весь контент (видео материалы) доступен для просмотра бесплатно. Здесь присутствует большая часть видео, доступного через iTunes U. Есть множество лекций на русском языке.

 

CK-12
Conexions

прочее

Почему образование должно быть открытым?

Открытое образование = доступное образование, понимаемое в отдельных случаях, как еще и бесплатное. Открытое образование понимается нами, как доступное всем без каких-либо ограничений.
Образование в конце XX века стало жизненно необходимым видом деятельности человека. Человек учится на протяжении всей жизни, независимо от физических возможностей и социального статуса. Нет смысла говорить о развитом обществе без современного института образования, отвечающего представлениям об открытости и всеобщей доступности знаний.
Научное знание, так или иначе транслируемое в процессе обучения, должно быть общественным достоянием. В противном случае мы сталкиваемся с культом, в котором знания принадлежат преследующим собственный интерес жрецам-науки и их покровителям. Современные информационно-коммуникационные технологии способны открыть научное знание для всего человечества.
"AcaWiki turns research hidden in academic journals into something more dynamic and accessible. All content on the site is licensed under the Commons Attribution license."

AcaWiki превращает спрятанные в научных журналах данные исследований в нечто более динамичное и доступное. Все содержимое данного сайта опубликовано на условиях лицензии Creative Commons Attribution (наиболее свободный вариант лицензии CC; фактически, весь контент распространяется на правах общественного достояния - прим. пер.).
 
Образование, как и наука, должно служить интересам общества, во благо всем его членам, этническим группам. Открытое образование - потребность современного общества.

Сколько это стоит

Само использование ООР бесплатно. Практически нет смысла создавать образовательные ресурсы в сфере обязательного и высшего образования и ограничивать к ним доступ, с целью извлечения коммерческой выгоды. Сегодня все больше авторов публикуется открыто, заставляя прочих вместе с издателями недоумевать, зачем это было сделано. Мир меняется. Делиться - навык XXI века.

Несколько иначе обстоит дело с оплатой труда по созданию открытых образовательных ресурсов. Существует несколько схем, которые условно можно разделить на три группы: непосредственная оплата труда по созданию ООР, косвенная оплата и волонтерский труд.

Непосредственная оплата труда по созданию ООР является самой выгодной для авторов и может быть организованна, например, на основе финансирования грантовых проектов. Непосредственная оплата - идеальный вариант. Мы считаем, что автор должен быть вознагражден за свой труд, особенно, если последний становится общественным достоянием. Однако далеко не всегда удается убедить руководство в оправданности финансирования подобных инициатив.

Косвенная оплата - это когда, например, преподаватель публикует материалы в форме ООР в рамках своей основной работы по подготовке и пересмотру учебно-методических комплексов.

Волонтерский труд - это когда ООР создаются и публикуются авторами-энтузиастами, которые не заинтересованны в непосредственном извлечении коммерческой выгоды, а стремятся, например, к повышению качества материалов и приобретению опыта в процессе коллективной работы над ними.

OER в России

Одна из острых проблем, препятствующих распространению движения ООР в России, связана с правовым аспектом. Любые материалы, распространяемые в форме ООР, являются объектом авторского права или, проще говоря, интеллектуальной собственностью.

Авторы материалов, стремясь предоставить доступ к результатам своего труда как можно большему числу людей по всему миру, распространяют свою интеллектуальную собственность на условиях свободных лицензий. Среди прочих свободных лицензий наиболее распространены Creative Commons и GNU Free Documentation License, причем первую можно встретить чаще.

Однако в Российском законодательстве (ГК РФ) не предусмотрена передача прав на беспрепятственное копирование и распространение интеллектуальной собственности третьим лицам посредством подобного рода лицензий. В настоящий момент единственным законным основанием для использования ООР в России является письменное согласие автора.

Идя дальше, можно отметить, что в России также не адаптированна и не имеет юридической силы лицензия GNU GPL, что делает ситуацию с использованием свободного программного обеспечения неоднозначной. Очевидно, что такое положение вещей только препятствует распространению движения ООР в России.

В России уже принимались  попытки адаптации лицензии Creative Commons (и не только), как самой перспективной в области ООР и свободной культуры. Однако к настоящему моменту положительных результатов в этом направлении нет, а специально открытый сайт Creative Commons Russia со временем прекратил свое существование.
 
Не смотря на всю неоднозначность положения ООР, а также объектов свободной культуры в России, мы все равно продолжаем работу, надеясь на скорую адаптацию свободных лицензий в нашей стране.
Comments